Преподобный Варлаам Важский

i400

Варлаам Важский, Пинежский или Шенкурский, Василий Степанович (Новгород? — 19.06.1462, Варлаамиев Важский монастырь), преподобный, (память 19 июня, а также в субботу между 31 октября и 6 ноября — в Соборе Карельских святых, в третью неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), основатель Варлаамиева Важского во имя апостола Иоанна Богослова мужского монастыря.

Основным источником сведений о Варлааме Важском является его житие, написанное в 1589 году иеромонахом Антониево-Сийского монастыря Ионой по просьбе игумена Даниила и братии Иоанно-Богословского монастыря. В XVIII в. была составлена также новая краткая редакция жития. Известна грамота посадника Василия Степановича Иоанно-Богословскому монастырю, составленная около 1451-1452 гг. (сохранилась в списке середины XVI в.). Отдельные сведения о деятельности Варлаама Важского в миру содержатся в Новгородских летописях.

Преподобный родился в семье новгородских бояр, в Крещении получил имя Василий, возможно, в честь святителя Василия Великого, поскольку второй храм в Иоанно-Богословском монастыре был освящен во имя Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В первых изданиях жития Варлаама Важского, в краеведческой и исследовательской литературе XIX — начала XX вв. за преподобным ошибочно, как показали в своих работах Ю.С. Васильев и В.Л. Янин, закрепилась фамилия Своеземцев или Своеземцев-Едемский. Предки Варлаама Важского активно участвовали в заселении и освоении территорий по реке Ваге, левому притоку Северной Двины, в местности, которую новгородцы называли Заволочьем. В 1315 г. дед преподобного новгородский посадник Василий Матвеевич приобрел в этих краях земли у чудских старшин Азиса Харитонца (Харитония), Родда (Иродиона) и Игнатца (Игнатия) за 20 тыс. белок и за 10 р. В 80-х гг. XV в. потомки рода, к которому принадлежал Варлаам Важский, были переведены по указу великого князя Иоанна III Васильевича из Поважья в Костромской уезд, где в XVI-XVIII вв. были известны как Шенкурские (основателем рода Шенкурских в Костромском уезде считается внук Варлаама Важского Исаак Семенович (Немир)). В Важском уезде они звались Едемскими. В XVI-XVIII вв. некоторые представители рода стали церковнослужителями, потомки Едемских — Долгобородовы в XVII в. были служителями Иоанно-Богословского монастыря. Л.С. Долгобородов был заместителем старосты Иоанно-Богословского прихода перед закрытием храма в 1929 г.

Большую часть своей жизни Варлаам Важский прожил в миру, был женат, по летописям и грамотам известны два его сына — Иван и Семен (другие источники говорят о двух дочерях и восьми сыновьях Варлаама Важского). Важное место в житии святого занимает рассказ о создании им городка при впадении в Вагу реки Пинежки (Пенежки), куда вскоре Василий Степанович переселился с семьей (во время археологических раскопок в 1959 и 1975 годах здесь было обнаружено укрепленное городище). Новгородская I летопись под 1445 г. сообщает о неудачном походе новгородцев под предводительством воеводы Василия Шенкурского на племя югру, обитавшее в Заволочье (исследователи отождествляют Василия Шенкурского с Василием Степановичем). Чуть позже Василий Степанович стал посадником — так он называет себя в грамоте Иоанно-Богословскому монастырю. Согласно житию, он был посадником в Новгороде. Из летописей и договоров Новгорода с великим князем Василием II Васильевичем известно, что в Новгороде в 1446-1456 гг. действительно был посадник Василий Степанович. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой преподобный, живя в миру, был важским посадником, а новгородский посадник Василий Степанович — это другое лицо. Эта версия согласуется с сообщениями жития о частом пребывании и активной деятельности святого в Поважье.

Житие подробно рассказывает о выборе Василием Степановичем места для Иоанно-Богословского монастыря. Святой имел обычай молиться всю ночь перед Господскими праздниками и днями памяти особо чтимых им святых. Однажды, молясь в своем доме в Пинежском городке в ночь на празднование памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Василий Степанович услышал колокольный звон и пение, раздававшиеся над местом в двух полетах стрелы от городка. Посадник воспринял это чудо как повеление построить на указанном месте монастырь во имя апостола Иоанна. Наутро, осмотрев место, Василий Степанович обнаружил два подходящих участка — на берегу Ваги и дальше от берега. Хотя более удаленный от реки участок показался святому безопаснее, он все же решил бросить жребий, который три раза выпал в пользу участка на берегу реки. Там и построили монастырь. По преданию, записанному в житии, Василий Степанович предрек, что на месте, расположенном дальше от реки, люди не будут жить, а место на берегу будет заселено. Посадник подарил монастырю три близлежащих села с землями, вклад был оформлен грамотой. В этой же грамоте Варлаам Важский установил в монастыре общежитие и независимость хозяйственной деятельности обители. Потомки Варлаама Важского также являлись ктиторами Иоанно-Богословского монастыря, известна грамота 1470 г. сына Варлаама Важского Ивана о вкладе в монастырь двух деревень на р. Паденьге (Паденге), пять деревень приписал обители внук Варлаама Важского — Исаак Семенович.

Первый храм монастыря был посвящен апостолу Иоанну Богослову (упомянут в грамоте Василия Степановича). Возможно, при жизни преподобного в обители была возведена еще одна церковь — в честь Трех святителей (упомянута в грамоте монастырю Ивана Васильевича в 1470 г.). По сообщению жития, святой построил еще три приходские церкви в Поважье: Рождества Христова в с. Химаневе, Рождества Богородицы в Усть-Пуе и Рождества Иоанна Предтечи на реке Ледь. Предание приписывает Варлааму Важскому также строительство Троицкой церкви на Северной Двине и церкви Успения Богородицы в Устьважском приходе. По преданию, святой основал в пределах Шенкурского уезда пустыни: Уздринскую в Липовской волости и Кодемскую в Шахановской волости (эти волости входили во владения Василия Степановича). В житии рассказывается о благочестивой жизни, которую вел святой в миру, о его нищелюбии, заботе о вдовах и сиротах.

В 1456 г. Василий Степанович принял постриг у первого игумена Иоанно-Богословского монастыря Серапиона, прожил в иночестве шесть лет, был похоронен рядом с построенной им церковью Иоанна Богослова (в некоторых списках жития и у отдельных исследователей, годом смерти Варлаама Важского назван 1467-й, однако эта дата является результатом неправильного прочтения и копирования текста жития; несмотря на то, что преподобный преставился 19 июня, в некоторых месяцесловах и иконописных подлинниках его память помещена под 20 или 21 июня). В.В. завещал монастырю ежегодно устраивать в день его смерти угощение для всех пришедших. В 1552 г., в день памяти Варлаама Важского, при большом стечении народа были обретены мощи святого. В том году был особенно сильный разлив Ваги, и река смыла часть берега с монастырским кладбищем у церкви Иоанна Богослова, построенной преподобным, тогда уже ветхой. Среди обнажившихся захоронений был и гроб с нетленными мощами преподобного. В Иоанно-Богословском монастыре началось почитание святого, его мощи тогда же были вновь захоронены у алтаря новой церкви Иоанна Богослова, построенной, по-видимому, в конце 20-х — начале 30-х годов XVI века в удалении от реки; над могилой Варлаама Важского установили гробницу с иконами Пресвятой Богородицы и преподобного.

В XVI-XVIII веках почитание Варлаама Важского широко распространилось в Поважье. В монастыре велась «Книга чудес преподобного», куда со слов людей, которым помог Варлаам Важский, записывались случаи чудотворений по молитвам к преподобному. В начале XVII века была составлена служба Варлааму Важскому с двумя канонами (в описи библиотеки Патриарха Филарета 1630 года значился сборник «Канун и житие преподобнаго отца нашего Варлаама, иже на Ваге реце Пенежскаго чюдотворца»).

Празднование Варлаама Важского было установлено Новгородским и Великолукским митр. Киприаном. В 1630/31 гг. митр. Киприан просил игумена Иоанно-Богословского монастыря Евфимия прислать «икону Варлама Пеняжского, Новгородцкаго чюдотворца, да и службу его всю з житием и с чюдесы». 14 февраля 1631 г. митрополит Киприан дал благословенную грамоту на постройку деревянного придельного храма «преподобнаго Варламия, Пенежского чюдотворца» при церкви Иоанна Богослова и подписал антиминс для нового престола, придел был освящен 19 июня 1635 года.

В 1764 г. Иоанно-Богословский монастырь был закрыт, церковь Иоанна Богослова преобразована в приходскую, насельники переведены в Шенкурск, в упраздненный Свято-Троицкий женский монастырь. В 1802-1809 гг. в отдалении от могилы Варлаама Важского была возведена каменная церковь во имя Иоанна Богослова с приделом в честь Варлаама Важского; в 1821 г. над захоронением преподобного или рядом выстроили часовню (обновлена в 1894 г.). Мощи Варлаама Важского находились под спудом, над ними была сооружена медная посеребренная рака под балдахином. В XVIII — начале XX веках в день памяти Варлаама Важского к часовне ежегодно совершался крестный ход из Шенкурска. Часовня сохранилась, в 1929 г. она была занята под зернохранилище совхозом имени Кирова, в настоящее время принадлежит Церкви; ведется работа по установлению местонахождения мощей Варлаама Важского.

В XVIII-XIX веках в Поважье было сооружено несколько храмов с приделами во имя Варлаама Важского: в Великониколаевском, Усть-Пуйском и Нижнепуйском приходах Шенкурского уезда. В 1886 г. в деревне Устьяновской (в Кицком приходе, ближе к устью Ваги) усилиями местных крестьян была построена часовня во имя Варлаама Важского. К началу XX века почитание преподобного в основном ограничивалось окрестностями бывшего Богословского монастыря.

В устных преданиях о Варлааме Важском, до сих пор бытующих на территории Шенкурского района Архангельской области, рассказывается о том, что святой приплыл в эти края на плоту или на камне. Существуют топонимические предания, связанные с преподобным: название деревни Медлеши объясняют тем, что Варлаам Важский здесь «медлил» (отдыхал). В преданиях о «проклятом» Заважье (несколько деревень на правом берегу Ваги напротив Шеговар) рассказывается, что плывший на камне Варлаам Важский пристал вначале к правому берегу Ваги, однако местные жители не захотели его принять и оттолкнули камень, за это святой наслал на них «гадов» (до сих пор на правом берегу Ваги много змей, а на левом их нет). Особенным почитанием у жителей Важского края пользуется «Варламиев (Варламовский) колодчик», находящийся на реке Ледь на Ледском пастбище в 9 км от Иоанно-Богословского монастыря. По преданию, это было место уединенных подвигов Варлаама Важского, по его молитвам здесь забил ключ, впоследствии над ним возвели часовню. В конце XIX — начале XX веков, в день памяти Варлаама Важского, к «Варламиеву колодчику» совершали паломничество крестьяне, жившие по Ваге и Леди. В настоящее время у «Варламиева колодчика» ежегодно в день памяти преподобного служит молебен настоятель шенкурской церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Тропарь, глас 3

Иже к добродетелем прилежанием взыграния плоти обуздал еси, /благими нравы душу свою украсив, /от земных Христу превозведе ум свой, /тем от Него исцелением струя независтна явися, / притекающим верою к тебе и любезно зовущим:/ Варлааме, отче наш,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.//

Информация с сайта http://www.pravenc.ru/

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *