О храме

Весной 1922 года в Русском православии возникло обновленчество — оппозиционное движение, целью которого было внесение различных церковных преобразований в области догматики, богослужения и укладе церковной жизни. В 1923 г. обновленцы созвали поместный собор, на котором высказывались в поддержку советской власти и объявили о  низложении тогдашнего патриарха Тихона. Не признавший соборных решений Патриарх анафемотствовал обновленцев. В 1925 г. на своем втором соборе обновленцы отказались от своих реформ, так как верующие не поддержали их, усмотрев в этом «порчу православия и отказ от веры отцов и дедов». Что касается настоятелей Вельского Успенского храма, то, по сведениям архива, тоже присоединились к обновленцам.

4 декабря 1924 г. состоялось общее собрание верующих Внльской религиозной общины, на котором было решено:  «Ввиду категорическогог отказа священника Кладбищенской церкви о. Алексея Чевского на предложение православной общины присоединиться к православной церкви, отделиться от обновленческого епископа и Управления, прекратить с ним каноническое и молитвенное общение, избрать на место его настоятелем Кладбищенской церкви священника Вельского Троицкого собора о. Александра Кириллова. (До самого закрытия собора он был его настоятелем, а в 1937 году обвинен как «активный участник» контрреволюционной группировки церковников» и расстрелян. В 1989 году посмертно реабилитирован).  Обновленцам предлагалось отдать в их пользование Никольскую церковь (на части её фундамента построен ЦУМ),  «а другой, приписанный к нему Успенский храм, обязательно должен остаться в ведении нашей Православной общины, в которой без сомнения будет подавляющее большинство членов.»

Однако, согдасно архивным документам, Успенский храм остался в руках обновленцев.

В январе 1930 г. Вельская обновленческая община обратилась в административный районный отдел с просьбой зарегистрировать образованное ими «Вельское Кладбищенское религиозное общество соборно-синодального направления» с правом действия в городе и прилегающих к нему селениях и предоставить им в пользование деревянный Успенский храм со всем инвентарем. 30 апреля 1930 г. это общество было зарегистрировано. в нем было 3 учредителя, прилагался список членов общины, ревизионной комиссии, а также анкета на служителя культа протоиерея Булыгина Клавдия Дмитриевича. Он был избран настоятелем Успенского храма, до него был обновленческий епископ Николай Поспелов.

Итак, в 1930 г. в Вельске было два религиозных объединения: правослано-соборное Кладбищенское религиозное общество и Вельское православное общество верующих при Троицком соборе. В 1935 г. Вельский райисполком принял решение запретить верующим молиться в Троицком соборе и предложено проводить свои службы в Кладбищенской обновленческой церкви или в храме «за рекой в деревне Болотово Устьянского с/с». Несмотря на протесты обновленцев, помещение Успенской церкви было предоставлено в совместное пользование двум общинам — «староцерковникам» (тихоновцам) и обновленцам. Службы проходили в разное время.

После о. Леонида Следникова часто менялись настоятели, их было еще 15, пока не был назначен сюда в 1974 г. о. Валентин Таразевич. Без малого 30 лет служил он в этом храме, то было время тотального контроля, все действия согласовывалис с уполномоченным по делам религии.

Наши предки построили эту церковь как и многие деревянные дома на Русском Севере по типу зимней и летней избы в одном доме, с любовью и заботой о людях. Более двух веков сохранялась уникальная традиция закрывать (запечатывать) на зиму летнюю церковь, а открывать её на Пасху. На чтении первого часа заботливо закрывались ставни на окнах.

Многолика история храма, о нем с трепетом говорят прихожане — «намоленный» …, он жив верой и молитвами людей, в разное время здесь служивших и молившихся, он возрождается и украшается любовью, трудами и молитвами неравнодушных верующих, это единственный действующий храм в городе.

Изначально построенный на кладбище, он послужил душм тысяч усопших христиан вратами в Царствие Небесное. Где, как не здесь, укрепляется людская вера и возрастает надежда! Стоит наш храм, многострадальный, мученик, как и весь наш русский народ, свидетель и оплот искренней веры наших предков, родной, живой, уютный. Теперь пришёл и наш черёд и наша святая обязанность хранить и беречь его, благоукрашать и поддерживать в надлежащем виде. Аминь.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *